Информация к новости
  • Просмотров: 3 780
  • Автор: Mario_F
  • Дата: 19-01-2012, 20:09
  • Нравится
  • 0
19-01-2012, 20:09

Италия

Категория: Страны Мира

Итальянская Республика, государство на Юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части
материка к Югу, от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории
Италии относятся к эпохам палеолита (наскальные росписи в Апулии; каменные, статуэтки женщин из Лигурии и
Эмилии; керамические сосуды с процарапанным или нарисованным геометрическим, узором) . В эпоху бронзы (2-я
пол. 2-го тыс. до н.э.) богато орнаментированные, керамические, изделия и геометризованные бронзовые фигурки
божеств и воинов отражали влияние крито-микенской культуры. На о-ве Сардиния сложился своеобразный тип
мегалитических сооружений, т. н. нураге — круглые каменные башни с ложнокупольным покрытием. На севере
Италии в эпоху бронзы развивалась культура террамар, названная по свайным поселениям - террамарам. К 9-5 вв, до
н.э. относятся поселения культуры Вилланова, характерной для восточной части Центральной Италии к 8—2 вв. до
н.э. - памятники родственной ей культуры этрусков, На территории возникших в 8—6 вв. до н.э. в прибрежных р-нах
Италии греческих торговых поселений (Сиракузы, Посейдония и др.) сохранились остатки храмов, скульптура,
изделия художеств, ремесла. Древне греческие, этрусские и местные художественные традиции легли в основу иск-ва
Рима Древнего, к-рое развивалось на территории Италии с 5 в. до н.э. до 5 в. н.э.
С падением Римской империи (476) и утверждением христианства в Италии началось формирование
средневекового искусства, основанного на позднеантичных традициях, а также на воздействии искусства Византии и
многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и др.) , вторгавшихся в Италию. В 4—6 вв. в Риме
и других городах Италии сооружались 6азилики, великолепием убранства не уступавшие другим римским
императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура-в Риме) , а также центричные
культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне) . Храмы украшали многоцветные мозаики (церковь Санта-
Костанца в Риме) . Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов, основанная
на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили место плоскостной, линеарной трактовке
форм, изысканно звучные цветовые сочетания приобрели торжественную отвлечённость (мозаики церкви Сан-
Витале в Равенне) . В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции позднеантичной орнаментики
(капители колонн, алтарные преграды и пр.) , В 8—10 вв, ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии. Здесь
сооружались базилики с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками глухими
аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни (т. н. кампанилы; южная башня церкви
Сант-Амброджо в Милане) . Получили развитие плоскорельефная орнаментная резьба и ювелирное иск-во, глубина
обработки, художественная инкрустация, в которых заметно воздействие культур варварских народов. В условиях
феодальной раздробленности страны романский стиль (11—13 вв.) приобретал в Италии многообразные местные
черты.
В Северной и центральной Италии получили распространение 3-нефные базилики (нередко с двориком-
атрием; церковь Сант-Амброджо в Милане) , западные фасады которых членились аркадами и “карликовыми”
аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами-порталами с балдахинами на колонках, опирающихся
на стилизованные фигуры львов (церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне) . В Тоскане возводили постройки т. н.
инкрустационного стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и интерьеров (церковь Сан-Миньято
аль Монте во Флоренции) . Изяществом и богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий,
собор и кампанила) . В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы византийского, арабского и
нормандского зодчества (соборы в Чефалу, начат в 1131, и Монреале) , Своеобразным вариантом византийского
крестово-купольного храма является монумент, 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции поражающий
великолепием внутреннего убранства (мраморная облицовка, мозаики и пр.) , Облик большинства городов Италии
сложился в 11-13вв., в период их интенсивного развития. В это время строились подчинённые рельефу местности
гор, укрепления, похожие на крепости каменные дома-башни (в Бопонье, Сан-Джиминьяно) , здания ратуш и соборов
со стройными кампанилами (в Бергамо, Бреше) . Скученная застройка средневековых городов имела идущую от
античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную (Сиена, Венеция) планировку и
группировалась вокруг центральной (обычно соборной) площади. В скульптуре романского периода традиции
орнаментальной “варварской” резьбы постепенно сменились стремлением к ясности и ритмичной расчлененности
изображений. Романская скульптура получила особое развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене,
около 1106, мастер Вилиджельмо, бронза дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне) , В Тоскане скульптура на
фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с полихромной мраморной инкрустацией; в Риме выделялись
работы мраморщиков из семей Космати и Вассаллетти (12—13 вв.) .
Во фресковой живописи и в мозаиках 11—12 вв. византийской композиционной схемы нередко сочетались с
наивной повествовательностью, грубоватой выразительностью образов (фрески ниж. церкви Сан-Клементе в Риме,
около 1100; мозаики соборов в Чефалу, 2-я половина 12 в., Торчелло, 12 - 13 вв., и Сан-Марко в Венеции) . В
итальянской иконописи, получившей развитие в 13 в., традиции византийского искусства с характерной для него
эмоциональной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита соединяются со стремлением к
живости наглядности и человечности образов (алтарные образы Чимабуэ) .
В середине 13 в., гл. обр. в Тоскане, складывается иск-во Проторенессанса. Его родоначальниками в
скульптуре были Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия) , Арнольфо ди Камбио и Джованни
Пизано, в живописи—рим. живописец П, Каваллини и флорентиец Джог-то (фресковый цикл в Капелле дель Арена
в Падуре) . В алтарной и монументальной живописи Сиены 13-14 веков проторенессансные черты, выраженные в
стремлении к жизненной убедительности мира, уживапись с традициями итало-византийского иск-ва и франц.
готические миниатюры (Дуччо, Симоне, Мертини, братья Лоренцетти) . В живописи болонских мастеров острая
готич. характерность образов сочеталась со смелым введением конкретных жизненных деталей (фрески Кампосанто в
Пизе, произведение альтикьеро и аванцо в Падуе) .
Готический стиль, лишь частично воспринятый итальянской архитектурой, получил распространение в конце
13-начало 14 вв. Отд. декоративные мотивы готики придают романским по духу гор, постройкам (Палаццо Публико
во Флоренции) динамическую остроту и декоративное изящество. Вертикализм архитектуры членений и богатый
скульпт. декоративных фасадов готических церквей уравновешивается ясной соразмерность горизонтальных
членений (соборы в Сине и Орвието) , спокойной протяженностью просторных интерьеров (церковь Сан-Петронио
в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции) . Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон
в сочетании с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасада придают светскую праздничность дворцам
Венеции. Искусство Возрождения в Италии, ознаменовавшей переломный момент в культурном развитии Европы,
переживало яркий расцвет в 15-16 века. В итальянском искусстве этого периода чувственное осознание красоты и
поэзии земного бытия сочеталось с поисками научно обоснованных приемов и средств изображения окружающего
мира. Изучение и творческое переосмысление традиций античного искусства, а также утверждение гуманистических
идеалов времени сыграли исключительную роль в сложении системы художественных взглядов и формального
пластичного языка искусства.
В архитектуре Раннего Возрождения (15век) , особенно в творчестве Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти по-
новому осознанная античная ордерная система (см, Ордера архитектурные) была положена в основу ритмичной и
структурной организации зданий. Ясность ордерных членений фасадов, использование портиков и лоджий,
внутренних дворов с аркадными галереями создают ощущение лёгкости пространств и свободы (постройки Лучано
Лаураны, Микелоццо, Б, Росселлино и др.) . К 15 в, относятся и первые опыты ренессансного градостроительства
(анс, г, Пиенца, строился по планам архитектора Росселлино с 1459) . Скульпторы Раннего Возрождения (Л, Гиберти
Донателло, Якопо делла Кверча, Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа) , в
совершенстве овладев искусством объёмно-пространственной моделировки форм и закономерностями структуры
человеческого тела, перспективным построением рельефной композиции стремились к воплощению ренессансного
идеала совершенной, гармонически развитой личности (портретные бюсты, надгробия, статуи, конные монументы) .
Живопись Раннего Возрождения, обладая поэтичной целостностью восприятия мира, развивалась в рамках
местных художеств, школ. Жизненная правдивость, ясность и мужественность образов (работы Мазаччо, Андреа дель
Кастаньо, А. Ман-теньи, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с поэтичной сказочностью и праздничным
декоратизмом (Беноццо Гоццоли, К. Кривеллли, Паоло Уччелло) , с утончённой лирической созерцательностью (Фра
Анджелико, Филип-по Липпи, Сандро Боттичелли) и подробным сюжетным повествованием, изобилующим
бытовыми деталями и картинами повседневного быта (Д, Гирландайо, Джованни Беллини) , стремлением к
поэтичному воссозданию величеств, картины мира (Пьеро делла Франческа, В, Карпаччо и др.) , В эпоху
Возрождения получили развитие гравюра, медальарное искусство, театр. -декорационное и декоративно-прикладное
иск-во.
Борьба за утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в период Высокого
Возрождения (кон, 15—1-я четв. 16 вв.) . Ставшее выразителем общенациональных патриотических идей, иск-во
этого периода обладало исключительной силой общественного звучания. Для архитектуры Высокого Возрождения
характерны поиски совершенной композиции центрич. сооружения (Д. Браманте) , многообразие пространственных
решений, ясная пропорциональность архит. членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте,
Рафаэля, Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.) . Для изобразительного иск-ва Высокого Возрождения
характерно стремление к созданию классически совершенных, идеально-возвышенных образов, выражающих
гуманистическое представление о человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей
придаёт иск-ву этого периода не6бычайную широту и многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость
картин Леонардо да Винчи, с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов
Микеланджело, существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля, эмоциональной тонкостью и
чувственным красочным полнокровием живописи Джорджоне и Тициана.
Со 2-й трети 16 в- в период общего кризиса гуманистической культуры Возрождения и наступления феод.
реакции развивалось драматич. и субъективно утончённое иск-во маньеризма (живописцы Понтормо,
Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) . В период Позднего Возрождения
драматического противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливания Тициан, Микеланджело, Якопо Тингоретго;
в работах венецианских мастеров усиливалось стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой,
обществ. и 6ытовой средой (Паоло Веронезе, Я. Бассано) . В архитектуре Италии 2-й половины 16 в, идеалы
Возрождения сохраняются и получают развитие в классич. формах построек А. Палладио; маньеристич. тенденции
проявляются в работах Джулио Романо, Дж. Вазари, Интерес архитекторов Позднего Возрождения (Г, АлессИтали
Дж, Виньола) к пространств. развитию композиции Аинамич, связи зданий с гор, и ландшафтной средой получил
развитие в архитектуре 6арокко. Иск-во барокко формируется в Италии на рубеже 16-17 вв. и переживает расцвет во
2-й трети 17 в. Арх-ре этого времени свойственно стремление к театральности форм, грандиозным масштабам
построек, к напряжённой динамич, организации внутр, пространства- Сложные планы зданий и венчающих их
куполов, зрительно увеличенных иллюзионистич. живописно-декоративными эффектам и изогнутые криволинейные
очертания фасадов, разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической изменчивости форм
(постройки Л. Бернини, Ф, Борромини и К. Мадерны в Риме, Г. Гварини и Ф. Ювары в Турине) . Барочные
принципы оказали влияние на градостроительные ансамбли 17— 18 вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в
середине 18 в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.) .
Изобразительное искусство Итальянской эпохи барокко (17—18 вв.) представляет со6ой сложное
переплетение разнообразных тенденций. С конца 16 в. в иск-ве болонской школы были сформулированы формально-
отвлеченные принципы академизма. Им противостояло тв-во Караваджо, придававшего сценам реальной жизни
пластичную осязаемость и героическую монументальность, способствовавшего становлению реализма в европейских
художественных школах 17 в. Расцвет скульптуры барокко в Италии связан с Бернини, произведения которого
отличаются стремительной динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой,
Крупнейшими мастерами монументальной живописи барокко были Пьетро да Кортона, А. Поццо, Л. Джордано,
произведения которых свойственны смелые лерспективные построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой
живописи 17—18 вв. присущи поэтическая приподнятость и драматичная острота (Д. Фетти, Б. Строцци, Дж.
Креспи) . В пейзажах часто проявляется дух романтического бунтарства (С. Роза, А. Маньяско) . Особое место в иск-
ве Италии 18 в. занимала венецианская школа, живопись к-рой сохраняла праздничный, жизнеутверждающий
характер (росписи Дж. Тьеполо, жанр. композиции Дж. Б. Пьяццетты и П. Лонги) .
Здесь получил развитие архитектурный пейзаж, т. н. ведута (Дж. А. Каналетто и Б. Беллотто) . Поэтичные
пейзажи Ф. Гварди предвосхищали пленэрные искания живописцев 19 в.. Гравюры Дж. Б. Пиранези отразили
усиление классицистических тенденций.
В арх-ре Итали начала 19 в. получили развитие принципы классицизма. Многие итальянские города (Милан,
Турин, Рим, Флоренция) реконструировались в классицистическом духе. Классицизм в изобразительном искусстве
отсталой феодальной Италии был лишён гражданств. пафоса и приобрёл академичный характер (скульптура А.
Кановы) . С подъёмом национально-освободительного движения в живописи сложилось романтическое
направление (портреты и исторические сцены Ф. Айеса, жанровой композиции братьев Индуно) . В живописи
неаполитанских мастеров (т. н. школа Позиллипо) усилились пленэрные искания. В живописи Тосканы 1860-х гг.
сложилось реалистическое направление (сцены национально-освободительной борьбы, портре-ты и пейзажи
живописцев Т. СиньоринИтали Дж, Фаттори, прозванных маккьяйоли, бытовые сцены С. Леги) . Влияние
импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и скульптора М. Россо. После объединения
страны (1870) , усиления развития промышленности развернулось широкое строительство, особенно в
промышленных и портовых городах (Турин, Милан, Неаполь) , начались градостроительные работы в Риме. В
архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в результатах национально-освободительного
движения и недовольство укладом жизни капиталистического общества нашли отражение в направлении веризма,
сложившегося в конце 19 в. (скульптор В, Вела) .
В искусстве Италии 20 века прогрессивные художественные тенденции прокладывали себе путь в
напряжённой борьбе с господствующими офиц. и модернистскими течениями. В арх-ре начала 20 в. сложился стиль
“модерн” , с характерными для него причудливостью композиции и вычурностью декора (арх. 3. Базиле и Р. Д'
Аронко) . Получила распространение утопическая, но не лишённая, рациональности градостроит. идей
“футуристическая архитектура” (архитектура А. Сант-Элиа) . В период фашисткой диктатуры (1922--43) в арх-ре
Италии сложился неоклассицизм со свойственными ему чертами ист. стилизаторства и холодной парадностью (М.
Пьячентини) . В борьбе с офиц. направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж.
Терраньи) . Использование современных строительных материалов, смелые конструктивные и пространственные
решения, инженерная логика и эстетическая выразительность архитектурных форм отличают итальянскую
архитектуру 50-70-х гг, (постройки Дж. Понти и П. Л. Нерви в Риме и Милане) . Интересны работы группы БПР, в
постройках которой современные архитектурные формы сочетаются с нац. традициями. Современное
градостроительные задачи решаются с учётом исторически сложившейся застройки итальянских городов. Обычно
новые жилые массивы возникают на их окраинах. Принципы органической архитектуры с присущей ей игрой
свободно сопоставленных пластических объёмов часто используются при строительстве частных вилл.
В начале 20 в. итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали портреты и ню,
в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие мира. Представители футуризма, сложившегося
в Италии в начале 1910-х гг., стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи
(живописец и скульптор У. Боччонни, живописцы К. Карра, Дж. Северини и др.) . В работах мастеров
"метафизической живописи" (конца 1910-х-начала 1920-х гг. проявились неоклассические тенденции (натюрморты
Дж. Моранди, портреты Ф, Казорати, пейзажи Дж, Де Кирико) . Обращение ряда художников к традициям искусства
этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной стилизации (живопись М. Кампильи, скульптура М.
Марини) . Монументальные росписи художников группы “Новеченто” (М, Сирони и других) , выражающие
идеологию фашизма, сочетали приёмы авангардистских художественных течений с напыщенной риторикой. В конце
20-х—начала 30-х гг. офиц. фаш. направлению в искусстве противостоял ряд художественных группировок (“Римская
школа” , “Корренте” и др.) , члены которых призывали к “свободе творчества” , выражая социальный протест

Метки к статье: италия

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  1. <
    Hetta

    14 февраля 2012 07:42

    • Нравится
    • 0
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0
    That's a mold-breaker. Great thniking!
  2. <
    Svetlana

    9 ноября 2013 11:22

    • Нравится
    • 0
    Информация к комментарию
    • Группа: Гости
    • Регистрация: --
    • Статус:
    • Публикаций: 0
    • Комментариев: 0
    Shoot, so that's that one suopssep.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Подтвердите, что вы не робот: *